» Сами калибруем монитор. Освещение в комнате.



Сами калибруем монитор. Освещение в комнате.

Откалибровать цвета на принтере не составляет труда, так как это можно сделать дистанционно без потери качества. В то же время для полноценного редактирования изображений нужно откалибровать монитор. Вот тут и начинаются проблемы, так как не в каждом городе можно заказать такую услугу. Калибровка монитора делается непосредственно у заказчика и других способов не существует.

1 - Зачем это нужно?
2 - Подбор правильного освещения.
3 - Выбор точки белого (цветовая температура).
4 - Подготовка монитора к калибровке.
5 - Калибруем монитор сами. Инструкция. Часть 1.
6 - Калибруем монитор сами. Инструкция. Часть 2.
7 - Сравнение результатов калибровки с помощью оборудования X-Rite и программы Adobe Gamma.
8 - Рекомендации.
9 - Самостоятельная проверка качества настройки цвета, яркости и контрастности на вашем мониторе.

До того как начать калибровку монитора, следует подобрать освещение. Желательно использовать искусственное не яркое освещение, причем по спектру как можно более близкое к естественному (самый худший вариант - это сравнивать распечатанные фотографии под слабым флуоресцентным освещением (с потолка) с экраном монитора - не забываем, идет самостоятельная настройка монитора). И иметь туже интенсивность, что и световой поток монитора. Благодаря этому вы сможете рассматривать отпечатки и изображения на экране в одном и том же режиме. Строго говоря, для освещения следует использовать специальные лампы, соответствующие стандартному источнику освещения D50, а стоят они недешево.
По результатам работы и полученной статистике, можно сказать следующее. Если Вы не профессиональная студия и решили сэкономить на спец источниках освещения (а они стоят от 460 до 4200 €), то нужно соблюсти несколько условий.

Первое. Самостоятельно настроить цвета на мониторе можно только под солнечный свет. Если цветовой профиль для принтера у вас для дневного света, а вы печатаете их вечером и хотите побыстрее их просмотреть, то вы можете создать имитацию (близкую) дневного света. Для этого нужно подождать час, пока фотография высохнет, а затем посмотреть её под настольной лампой накаливания на расстоянии 25-30 см от лампочки. Лампочка должна быть матовой и иметь 60 Вт. Лампочка должна быть именно накаливания, а не дневного света. Соответствие будет более менее, но не полным. Если же у вас монитор настроен под солнечный свет, а освещение в комнате в виде энергосберегающих лампочек (лампы дневного света, они же флуоресцентные), а принтер имеет цветовой профиль под солнечный свет (Д50 или Д65), то ничего хорошего не выйдет, даже не пытайтесь. Так как распечатанная фотография приобретает землянистый оттенок и не будет похожа на изображение на мониторе. Выход из положения - либо идете к окну (днем) для просмотра распечатанного изображения или меняете верхний свет или же заказываете доп профиль для принтера под флуоресцентный свет. НАСТРОИТЬ МОНИТОР СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ ПОД ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ЛАМПОЧКИ БЕЗ СПЕЦ ОБОРУДОВАНИЯ НЕВОЗМОЖНО!
Второе - освещение монитора. Если монитор настроен днем, а при работе ночью выключали верхний свет и оставили рядом мини светильник, то что вы увидите на экране мало будет похоже на правду. Изображение в темноте будет казаться гораздо ярче, чем есть на самом деле и вы будете сознательно уменьшать яркость снимка. При просмотре днем этот же снимок будет уже казаться очень темным (хоть распечатанный, хоть на экране монитора). Дабы этого избежать - рекомендуем включать верхний свет (при работе ночью) или устанавливать источник освещения над монитором, так, чтоб настольная лампа освещала монитор сверху вниз или по диагонали (светила как бы параллельно экрану - нечто вроде водопада перед экраном монитора). Старайтесь избежать при этом бликов. В этом случае - излишний перепад яркости будет нейтрализован и яркость изображения на мониторе будет иметь вполне реальные показатели. К тому же, при таком варианте - вы можете использовать дневной профиль для монитора, а не заказывать специально - ночной. Данный метод годятся для 99 % обычных пользователей.
Третье - владельцам ЖК (TFT, LCD) мониторов необходимо помнить следующее. Изменение угла просмотра изображения сильно меняет яркость изображения. Поэтому самым оптимальным вариантом будет установить ЖК монитор так, чтобы центр монитора располагался чуть выше (на 3-5 см) уровня ваших глаз. Кроме этого, нижний край монитора должен быть приближен к вам, а верхний край - отодвинут от вас (это при условии, что при просмотре снизу изображение на ЖК экране будет темнее, чем при просмотре сверху). В результате чего экран монитор буде расположен к вам под небольшим углом. Оптимальным углом будет 2-3 градуса. Именно в таком положении яркость фотографии на откалиброванном мониторе аналогична яркости фотографии, распечатанной на принтере с индивидуальным цветовым профилем.
Очень часто, при выездах к заказчику, после калибровки монитора и принтера народ жалуется, что на мониторе (откалиброванном) все ярче, чем на распечатке. После того как центр монитора устанавливается чуть выше уровня глаз, все проблемы с перепадом яркостей между тем что на мониторе и на распечатанном изображении исчезают.
Избегайте бликов на экране. Убедитесь, что ваш монитор установлен не рядом с окном, и что солнечный свет не светит вам в лицо и не светит на экран монитора, иначе любые настройки бессмысленны. Дневное освещение в течение дня меняется непрерывно и очень сильно. Человеческий глаз адаптируется к изменениям освещенности, но монитор не адаптируется к изменениям освещенности. В итоге изображение на мониторе вам будет казаться то ярким, то тусклым и вся калибровка будет расстроена в течении одной - двух недель самим пользователем.
Если солнце свети в лицо - то все понятно, а почему же нельзя, чтобы ПРЯМОЙ солнечный свет попадал на экран монитора. Дела в том, что яркость солнечного света гораздо больше, чем яркость монитора, в результате - изображение на экране монитора будет казаться тусклым, малоконтрастным и выцветшим, соответственно пользователь тянет свои ручки, чтобы все это увеличить. Как результат - на распечатке совершенно другой результат, чем на экране монитора. Есть еще одни нюанс - очень солнечная погода за окном, но солнечный свет не попадает на экран монитора, но освещает пол комнаты (имеется ввиду деревянный (любой другой) пол комнаты). Периодически это происходит (чаще летом) с окнами на южной стороне с 12 до 14 часов. Практически тот же эффект, что и с прямым попаданием солнца на экран монитора, только с меньшей интенсивностью. Рекомендуем задернуть одну половинку окна шториной Подбор правильного освещения при работе за монитором (если она цветная) со стороны солнца (не пускать солнце на пол) или полностью закрыть окно жалюзями (если они не цветные). Разницу сразу заметите.
Цвет окружающих предметов и стен должен быть нейтральным. Чем оно нейтральнее, тем более объективно ваше восприятие цветов изображения. В соответствии с этим оборудуйте рабочее место. Уберите заставки и узоры с экрана — они могут существенно исказить восприятие и понапрасну утомляют глаза. Задайте основному столу нейтральный цвет (например, серый, как фон в программе Photoshop). Не должно быть источников постоянных ярких цветовых пятен в прямом и боковом поле зрения (красные стены в рабочем помещении однозначно неприемлемы, как и желтые, зеленые а также ярких занавесок, обоев и мебели и т.п. - все это вызывает ощущение постоянного оттенка в изображении на мониторе, противоположного тому, который воздействует на ваши глаза. Например, из-за насыщенно - зеленых стен изображение будет казаться красноватым. Стандартная квартира или офис для обычной (не студийной) работы с фотографиями - вполне годится. Гораздо страшнее комната без окон со слабым освещением.
Так как большинство из нас не имеет специально оборудованных комнат (в цивилизованных конторах стоят специальные датчики, которые регулируют свет всегда на одном уровне) для работы с цветом, рекомендую несколько вариантов, как стабилизировать освещение комнаты, при работе с изображениями на мониторе. Прежде всего, установить освещение около монитора – типичное, при котором вы работаете. Ярким солнечным днем применяйте жалюзи, а в темное время суток — настольную или настенную лампу или верхний свет.
Можно (но не обязательно) также защитить монитор сверху и по бокам картонными “навесами” или тентами. Козырек очень эффективен, если окно расположено сбоку от монитора (светит в боковую стенку монитора) и находится в пределах 2-4 метров.
Если вы работаете и днем и ночью, то рекомендую сделать калибровку монитора для двух видов освещения – дневной (при дневном свете) и ночной (при лампах накаливания) и менять эти профили в зависимости от времени работы. Если Вы по какой-то причине изменили значения яркости или контраста монитора (было 90, а сделали 70 и так и оставили) либо существенно изменили освещенность комнаты, необходимо заново произвести калибровку монитора. Результат калибровки сохраняйте в файлах с разными названиями. Тогда для разных условий освещённости вы будете иметь отдельный файл профиля монитора.
Следует иметь в виду, что если Вы настроите монитор при одном освещении, а работать будете в других световых условиях – можете смело считать, что калибровкой Вы не занимались вовсе. Другими словами, если калибровка выполнялась, например, при искусственном освещении (лампы накаливания), а готовить фото к печати Вы будете при дневном освещении, то монитор в этом случае окажется не откалиброван для этих условий и результат подготовки изображения к печати при дневном свете будет непредсказуем.
Оптимальной же конечно будет калибровка при том свете, при котором вы работаете за монитором.
С освещением вроде бы все. Конечно, это все только рекомендации и вопрос только в том, насколько качественный результат вам нужен.