» » » Графический дизайн в эпоху ридикюлей



Графический дизайн в эпоху ридикюлей

11-08-2014

Графический дизайн в эпоху ридикюлейНесколько типографий и печатных салонов из тех, с которыми я работаю, откладывают для меня все вновь отпечатанное, что-то привозят знакомые и друзья из-за рубежа, что-то нахожу или вымениваю здесь, в России, что-то покупаю на интернет-аукционах. Хотя покупать – это все-таки не моя тема. У меня нет цели постоянно пополнять коллекцию – то, что найдет меня само, то и найдет. Когда-то, в конце 1980-х, я делил 14 квадратных метров с Петлюрой – Cашей Ляшенко. Мы часто выбирались на блошиные рынки Москвы. Саша специализировался на одежде, я искал книги и то, что в Европе называют Visiting Сards. Это фотографии, наклеенные на плотный картон, с оборотом, который обязательно украшала немыслимая по красоте графика. Собственно из-за этих оборотов я фотографии и покупал. Сашины уловы были весьма значимы – из 14 метров нашего жилья половина была заставлена его чемоданами и коробками. У него был какой-то особенный нюх на вещи, он находил их в самых неожиданных местах. Как-то он разбирал свою «барахолку», и один из наших гостей спросил его: «Саша, как ты находишь вещи?». Саша ответил: «Я не нахожу вещи, это вещи находят меня». Мне кажется, у меня сейчас та же стадия – я не прикладываю особых усилий для пополнения коллекции, все мои знакомые что-то приносят и привозят, ну а печатным салонам и типографиям пополнять коллекцию сам Бог велел – я же периодически снабжаю их заказами. Так что независимо от моих желаний и финансовых возможностей коллекция растет.

А.: Какие именно карточки она включает?

В. Х.:
Это большая сборная солянка. Всего примерно 60 000–70 000 экземпляров. Около 1000 относится к середине ХIХ века, 12 000–15 000 экземпляров принадлежит эпохе конца ХIХ–начала ХХ вв., около 5000 были выпущены в 1910-1920-е гг. Визитных карточек середины прошлого века – около 5000, остальное – современные визитки.

А.: А что в вашем понимании качественная коллекция?

В. Х.:
Я собираю карточки, принадлежащие разным периодам в истории печати (полиграфии). Отсутствие примеров целых эпох (например, у меня нет китайских карточек на шелке или рисовой бумаге) не позволяет мне считать, что у меня есть коллекция в том качестве, в котором я хочу ее видеть. С другой стороны, если у вас есть подборка визитных карточек выдающихся деятелей XIX–XX веков, пусть и небольшая по количеству, это полноценная коллекция, даже с точки зрения ее стоимости.

А.: А сколько стоит коллекционная визитная карточка?

В. Х.:
Стоимость визитной карточки – это «стоимость» имени ее владельца. Ли Харви Освальд мало кого интересовал до того момента, пока не стал единственным подозреваемым в убийстве Джона Ф. Кеннеди. Его визитная карточка ничего не стоила, но только до 22 ноября 1963 года, много позже она была продана то ли за 16 000, то ли за 18 000 долларов. Оцените капитализацию! Кстати, визитные карточки других участников этой истории – самого Кеннеди и Джека Руби, застрелившего Освальда на интернет-аукционах тоже встречаются. Кеннеди предлагают от 500 долларов (он человек публичный, и раздал их великое множество), за визитную карточку владельца бара The Carousel Джека Руби недавно просили 3 333 доллара.

Безусловно, влияет на стоимость возраст карточки, ее состояние, увеличивает стоимость карточки автограф ее владельца или адресованная конкретному лицу подпись (конечно, если владелец карточки, или адресат, был знаковой личностью). Чистый или подписанный оборот тоже имеет значение, если карточка выдрана из альбома, куда ее вклеивали, это снижает ее стоимость. Если интересный экземпляр продает профессионал, он обычно дает фотографию не только лицевой стороны, но и оборота визитки, так что факторов, влияющих на стоимость очень много. Есть, как и в марках, редкие серии: те что, будучи напечатанными один раз, больше не повторялись, здесь цены тоже могут быть достаточно высокими.

А.: А какая визитка самая дорогая?

В. Х.:
В свете последних событий, да и не только – визитная карточка В.В. Путина. Он неохотно (как мне сказали) их раздает, но когда-то я недолгое время работал в Протоколе Президента Российской Федерации (есть такая служба в Кремле) и достал его карточку через своего знакомого (Миша, спасибо!). Я не берусь точно оценить ее стоимость, но думаю, она самая дорогая по цене из тех, что у меня есть.

А.: Расскажите о других интересных экземплярах своей коллекции…

В. Х.:
На основе моего собрания можно провести небольшой исторический экскурс. Итак, моя коллекция зияет вполне объяснимыми дырами. Про китайцев я уже сказал, с Европой ХVII и ХVIII веков не лучше, самые старые карточки, которые у меня есть, относятся к середине и концу XIX века («возраст» пары десятков экземпляров я точно определить не могу, они похожи на образцы конца ХVIII–начала ХIХ вв.). Есть у меня карточки, которые делались вручную граверами, а также и те, что принадлежат новой эре в печати и сделаны методом литографии. Благодаря изобретению Алоизия Зенефельдера появилась возможность поставить печатные процессы на поток, значительно снизив цену на конечный продукт. Представленные здесь карточки американских железных дорог относятся к эпохе, которую в Англии называют викторианской. Хотя конкретно эти карточки при всем их графическом великолепии к классике викторианства я бы не отнес.

Помимо товаров и услуг сегодня успешно продаются результаты умственного труда: статьи, фотографии, музыка, разработанные логотипы и шаблоны и т.д. В этой связи особую актуальность приобретает защита интеллектуальной собственности. Зачастую авторское право должно быть подтверждено соответствующими документами, что будет являться решающим аргументом в спорах. Об этом необходимо позаботиться заранее.