» Потеря теней определенного цвета при использовании цветового профиля.



Потеря теней определенного цвета при использовании цветового профиля.

Иногда, при печати с цветовым профилем возникает эффект "слипания полутонов", то есть теряется часть полутонов. В то же время, при печати другого цветового оттенка с этим же цветовым профилем с полутонами все нормально. Почему такое происходит?

В данной статье мы не будем рассматривать вариант печати на матовой бумаге, так как при печати на ней, количество возможных полутонов ограничивается 20-30 при печати пигментными чернилами и 30-50, при использовании водорастворимых чернил. В этом случае все более менее ясно.
Рассмотрим стандартный пример - печать фотографий на обычной глянцевой бумаги, к примеру Privision или Lomond, при печати водорастворимыми чернилами. Количество полутонов находится в диапазоне от 90 до 150 и вроде бы должны позволить распечатать нормальные полутона, но на практике, на некоторых изображениях, такого не происходит и наблюдается эффект "слипания полутонов", то есть сильная потеря деталей определенного цвета. Причем, если печатать без цветового профиля, происходит тоновый сдвиг изображений, к примеру в синюю область, но в то же время получается более качественная прорисовка полутонов. Почему же такое происходит?

Данную тему лучше рассматривать без отрыва от практики, так как это даст максимальное понимание происходящих процессов. Итак, рассмотрим данный эффект на конкретном случае.
Имеем оригинал изображения, рисунок 1 левый верхний угол.

рис 1.


нажмите для увеличения фотографии

На рисунке представлены 4 варианта фотографии.
Левый верхний угол - это первоисточник (изображение 1).
Верхний правый угол - это фотография, с имитацией печати с использованием цветового профиля для данной печатающей системы (изображение 2).
Левый нижний угол имитацией печати с использованием цветового профиля для данной печатающей системы, цветовой оттенок фотографии сдвинут в голубую область (изображение 3).
Правый нижний угол - тот же самой что и слева, только оттенок сдвинут в малиновую область (изображение 4).

Что мы видим на этих скриншотах?
Изображение 2 - после применения цветового профиля произошла потеря полутонов в волосах. Потеря произошла не критичная, но заметная на глаз.
Изображение 3 - потеря полутонов в волосах отсутствует и по детализации совпадает с оригиналом, но изображение имеет явно выраженный синий оттенок.
Изображение 4 - при сдвиге в малиновую область цветового оттенка фотографии у нас произошла СИЛЬНАЯ потеря полутонов в волосах.

Все примеры - это действия одного и того же цветового профиля. Единственное отличие - изображения имеют разные цветовые балансы: синий, нейтральный и бардовый.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Чтобы увидеть, как будет выглядеть живьем распечатанная картинка с использованием цветового профиля для данной системы, в Фотошопе нужно активировать соответствующую функцию. Для этого нужно подключить профиль для имитации распечатанного изображения. Делается это следующим образом: нажимаем View/Proof Setup/Custom... В результате, на экране монитора изображение будет выглядеть практически так же как и на бумаге с использованием выбранного цветового профиля (при условии, что он строился для вашей системы), см рис 1.

рис 2.


Но в Фотошопе есть еще одна удобная функция - отображение цветов, которые не могут точно воспроизвестись при печати с использованием цветового профиля.В этом случае, "невозможные" цвета помечаются серым цветом и у нас получается результат, как на рисунке №2. Для этого нужно в Photoshop CS 3 нажать View/Gamut Warning, предварительно выбрав в View/Proof Setup/Custom... требуемый цветовой профиль и выбрав режим рендинга "Абсолютный колориметрический".

Как вы смогли заметить, проблемная область при использовании данного цветового профиля расположена в волосах (рис 1), что нам и показал Фотошопа (рис 2). И именно в этой области происходят или наоборот не происходят максимальные искажения (потеря полутонов) при печати с профилем .


Вводная часть завершена. Приступаем к анализу, почему же такое происходит?

То есть результат отличий на рисунке 1 налицо, хотя был использован один и тот же цветовой профиль, один и тот же первоисточник и одни и те же способы преобразования. Так почему же такие отличия в передаче полутонов? Почему при сдвиге общего тона фотографии в голубую область детализация в волосах у нас такая же как и в первоисточнике, а при сдвиге в бардовую область - произошла существенная потеря деталей в волосах.

Чтобы это понять, достаточно взглянуть на рис 3 и рис 4, где представлены цветовой охват профиля и помечены все цвета и полуоттенки, используемые в данной фотографии.

рис 3 - 3D график.


нажмите для скачивания видеоролика

На скачанном видеофайле зелеными точками отмечены используемые цвета в исследуемой фотографии.

рис 4 - 2D график.


нажмите для скачивания видеоролика

Снова возвращаемся к нашей фотографии. Проблемный цвет волос находится в значениях Lab, где L в диапазоне от 12 до 21 (0 черный цвет, 100 - максимальная яркость, он же белый цвет), где "+а" в диапазоне от +8 до +12, а "+b" в диапазоне от +12 до +17 единиц. То есть это верхний правый угол россыпи цветовых координат (зеленые точки). При просмотре видео с 2D цветовым охватом (рис 4) - линия красного цвета это цветовой охват профиля, а россыпь зеленых точек - это цвета исследуемой фотографии. На 2D графике хорошо видно, что в диапазоне L равном от 0 до 21 цветовой профиль не может воспроизвести цвет волос, так как требуемые цвета (коричнево-рыжий цвет) достаточно далеко расположены от возможностей нашей печатающей системы.
Просмотрев цветовой охват в 3D изображении (рис 3), видно, что темные полутона данной фотографии явно выходят за пределы возможностей цветового охвата нашего профиля.
Обратите внимание на диапазон яркости от 0 до 35 (видео с рисунка 4). Так как цвет волос (рыже коричневые) у нас находятся в координатах "+а" и "+b", а цветовой профиль до туда не достает, система не может воспроизвести требуемые цвета. Поэтому, при использовании цветового профиля, цвет волос заменяется на ближайшие цвета, которые может воспроизвести система.
Как видно на 2D графике (рис 4), чем меньше яркость (значение L) тем больше отрыв между цветами фотографии коричневого цвета и возможностями цветового профиля воспроизвести эти цвета.

В то же время, голубые цвета имеют явный запас по полутонам и по максимальной плотности полутонов. Так синий цвет может быть уже отображен начиная с L=6, а вот коричнево - рыжий только начиная с 23. Вот и поучается, что в голубых полутонах у нас большой цветовой охват, лучшая прорисовка теней и полутонов, а в коричневых оттенках при тех же значения "L" его либо вообще нет, либо он очень маленький.
Все это и приводит к тому, что при сдвиге фотографии в голубой оттенок, детализация на распечатанной фотографии в волосах гораздо лучше, чем при печати "коричнево-рыжих волос" и визуально проработка полутонов в "синих" волосах такая же как и на оригинале.

Поэтому и возникает такой парадокс, что при печати без профиля, цвета при печати искажаются и если они смещаются в голубую область, которая в данном случае способна качественно воспроизвести полутона, то распечатанное изображение по прорисовке полутонов в волосах будет луше (видеофайл), чем с использованием персонально построенного цветового профиля.
Используя же профиль - система исправляет цвета, но в то же время, ввиду того, что принтер с данными чернилами на данной бумаге имеет ограниченное цветовое пространство в коричневой области, мы и получаем потерю полутонов, при печати волос.

Теперь становится понятно почему при печати с голубым оттенком (в данном случае) детализация полутонов в волосах гораздо лучше, чем при простом использовании цветового профиля. Голубой цвет данной системы имеет существенно больший цветовой охват и динамический диапазон, что в свою очередь приводит к способности более качественной прорисовке синих полутонов.

При печати фотографии в другой системе - сдвиг по качеству прорисовки полутонов может сместиться в другую область, к примеру зеленую.
Поэтому, используя имитацию печати в фотошопе, можно заранее увидеть проблемные области при печати фотографий и было бы кощунством не воспользоваться таким инструментом.

Ну и на закуску. Сравнение возможностей печати данной фотографии в цифровой фотолаборатории Noritsu 3301, с помощью "нашего" цветового профиля и с помощью оригинальных чернил Epson R800 на бумаге Lomond Super Glossy 170 gr/m2.

рис 5.


нажмите для увеличения фотографии

Как говориться "Без комментариев".


P.S. При возникновении данной проблемы, попробуйте распечатать фотографию в режиме Relative Colorimetric, а не как Перцептуал. В большинстве случаев, качества печати визуально улучшается. Появляются дополнительные полутона и точность воспроизведения цвета.